24.04.2020
Речевое развитие
Конечно самый простым способом занять ребенка является почитать ему книжку.
Чем больше вы будете читать своим детям, тем шире и активнее будет их словарный
запас. Будет развиваться память, мышление, дети будут запоминать правильные
речевые конструкции, рифмы.
Воспитание правильного звукопроизношения всегда выделялось как ведущая
линия развития речи детей 3-х лет.
Для развития артикуляционного аппарата широко используются
звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные
инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит
«динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков)
отрабатывается с помощью специального речевого материала; это —
шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), а также потешки,
поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани
сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию
(мышка — мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить.
Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить
ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем
малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или:
жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы
берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и
развивают у них чувство ритма.
Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к
пониманию терминов «звук», «слово».
Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного
чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены
наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого
проводится, например, следующая игра.
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить
названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок,
лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или
вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят
поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.)
У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким
голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит
— корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.)
Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто
детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно
позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок,
поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по
звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким;
лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый
показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это?
(Ку... — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)
— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок
кричит... (ку-ка-ре-ку).
— Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук
«у»). В этих словах есть звук «у».
От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность,
поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы,
используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка».
Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно
сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:
— Курочка-рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они
произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном
темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить,
ответить, передать радость, грусть, удивление).
Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря
на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация
разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных,
наречий.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют
названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным
признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?»,
видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества
(«какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их
состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно
делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой»,
«Кто что умеет делать?».
Также дома эффективно развивать речь можно выполняя задания с опорой на
картинки. Важно при этой проговаривать все увиденные детали, развивая беседу,
задавать вопросы, давать задания и др. Примеры таких карточек: