Апрель
Конструирование из разных материалов
Как опасный мостик стал безопасным
Образовательные задачи.
Уточнить и обобщить
представление о мостике как сооружении, созданном людьми для преодоления
преград (рек, оврагов, больших дорог). Расширить опыт конструирования
мостиков. Инициировать поиск способов создания более удобного и безопасного
мостика — со спуском, лесенкой и перилами. Помочь установить ассоциативные
связи между реальными мостиками и детскими постройками. Напомнить способ
конструирования кривой дорожки из шнурков и сделать его перенос в новую тему —
речка. Развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение.
Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек.
Материалы,
оборудование.
У каждого ребенка комплект деталей для базовой постройки: 2 бруска и 5
кирпичиков для мостика, несколько синих шнурков для
изображения речки; для усложнения постройки: еще 4 кирпичика
и 2 полукуба. Игрушки для обыгрывания построек — народные и
зоологические. Иллюстрации и фотографии с изображениями мостиков.
Базовые понятия и
способы.
Представление о том, что
мостик служит для удобного преодоления преград, поэтому имеет особую
конструкцию, позволяющую соединить два берега. Кроме того, в конструкции моста
есть детали, позволяющие идти по нему безопасно (спуски, ступеньки, перила).
Выбор адекватных деталей и способов конструирования, позволяющих передать эти
представления о строении и назначении моста.
Содержание НОД
Дети свободно и удобно
размещаются за столами или на полу. Педагог показывает изображения
нескольких мостиков
— фотографии, иллюстрации. Спрашивает, что такое мост, для чего он нужен, где
дети видели настоящие мосты и мостики? Помогает осмыслить и обобщить
представление о том, что мост — это постройка, специально созданная людьми для
удобного и безопасного преодоления различных преград (рек, оврагов, больших
дорог и др.).
Напоминает детям, что
они уже умеют строить мостики (по возможности показывает карточку из «Демонстрационного
материала» для младшей группы). Но мосты бывают разные, и сегодня дети научатся
строить более удобные и безопасные мостики.
Советует сначала изобразить речки. Обращает внимание на шнурки и
напоминает, что дети уже конструировали из шнурков кривую дорожку. Дети выкладывают
шнурки в виде речки.
Педагог привлекает
внимание детей к своей постройке, обыгрывает ее и сообщает, что игрушка боится
спускаться с мостика. Советует детям достроить спуски. Дети удлиняют спуски и
обыгрывают постройки.
После этого педагог
показывает. Как по мостику идет матрешка и вдруг в испуге останавливается:
боится упасть в воду. Помогает сделать вывод о назначении перил и показывает
способ их сооружения (см. фото). Дети конструируют
перила и обыгрывают постройки. В завершении работы педагог рассказывает
стихотворение В. Шипуновой «Лошадки на мостике»:
По мостику лошадки,
Брёвнышки шатаются,
Лошадки пугаются.
Страшно лошадкам
На мостике шатком!
Цок да цок, ещё шажок,
Наконец-то
бережок!
Индивидуализация
содержания обеспечивается свободным выбором материалов и способов конструирования. Модель,
представленная на фото с бычком, является базовой для данной образовательной
ситуации. Дети могут преобразовать эту конструкцию по своему желанию: добавить
спуск, ступеньки, скат, перила (использовать один способ или любой вариант их
сочетания). Модель на фото с матрешкой является наиболее сложной, поскольку для
мотивации постройки предполагает способность к эмпатии (представить себя на
месте матрешки).
Осмысление
результата.
Педагог спрашивает
детей, что такое мостик, для чего он нужен, как у нас получились удобные и
безопасные мостики.
Интеграция содержания.
Дети играют в переход
речки по мостику, рассматривают изображения мостов, рисуют мостики и делают
аппликации из готовых деталей (речку рисуют цветными карандашами или
фломастерами, а мостки приклеивают из бумажных полосок — «дощечек» или
«бревнышек»).
Педагог содействует
осмыслению
и точному употреблению детьми
слов: мост, мостик, спуск, скат, перила, опасный/безопасный,
высокий/низ- кий, широкий/узкий, прочный, кирпичик, полукуб, брусок.
Взаимодействие с
семьей. Педагог советует родителям, как только закончится карантин, совершить с
детьми воскресную прогулку в поисках моста.