ФЭМП

27.04.2020

Конспект занятия по математике

Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Программное содержание:

Цели: Формирование навыков ориентировки на плоскости. Формирование умения сравнивать два предмета сразу по нескольким предметам.

Обучающие задачи:

        Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах пяти.

        Формирование умения сравнивать множества.

        Совершенствование умения устанавливать взаимно однозначные соответствия путем визуального соотношения элементов множеств.

        Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях, к формированию умения считать парами.

        Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

        Актуализация наречий слева, справа, вверху, внизу, посередине.

        Формирование временных представлений, актуализация наречий вчера, сегодня, завтра.

        Совершенствование навыков конструирования.

        Коррекционно-развивающие задачи:

        Развитие мыслительных операций, зрительного восприятия и внимания, речевой деятельности, тонкой моторики.

        Воспитательные задачи:

        Воспитание активности, инициативности, навыков взаимодействия в учебной и игровой деятельности.

        Предварительная работа:

        Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях, к формированию умения считать парами в совместной деятельности. Экскурсия в парк, наблюдение за перелетными птицами, за скворечниками. Разучивание упражнения «Ласточки».

        Оборудование: магнитная доска, наборное полотно, плоскостные изображения деревьев, скворечников, сюжетная картинка «В парке весной».

        Рабочие тетради по числу детей, мягкие цветные карандаши, контейнеры с геометрическими фигурами по числу детей.

        Словарная работа:

        Введение в активный словарь наречий больше, меньше, длиннее, короче, вчера, сегодня, завтра.

        Обогащение пассивного словаря наречиями одинаково, поровну.

        Структура занятия

I. Вводная часть (длительность 2-3 минуты)

Цель: Создание положительного эмоционального настроя детей к занятию. Уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов. Совершенствование навыков конструирования.

II. Основная часть (длительность 15 минут)

Цель: Реализация целей и задач программного содержания.

Методические приемы:

1.            Упражнение конструктивного характера «Мы не ели, мы не пили, мы скворечник мастерили» для создания положительного эмоционального настроя к занятию.

2.            Игра «Прилетели к нам скворцы» с использованием демонстративных картинок.

3.            Игра «Накормим грачей».

4.   Самостоятельная работа в тетрадях: упражнение «Раскрась скворечники».

5.   Подвижная игра «Ласточки».

6.   Игра «Скворцы».

7.   Использование музыкального сопровождения – диска с пением птиц.

III. Заключительная часть (длительность 2 минуты)

Цель: Подведение итога занятия.

Использованная литература:

1.    Н.В.Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 590с.

2.    Н.В.Нищева. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб: Детство-Пресс, 2009. – 352с.

3.    Н.В.Нищева. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР». – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 448с.

Этапы работы:

Вводная часть

1. Организационный момент. Упражнение «Мы не ели, мы не пили, мы скворечник мастерили»

- Мы раскрыли окна,

  Распахнули дверь.

  Солнечный и мокрый

  К нам пришел апрель.

  Забурлил ручьями,

  Зазвенел, запел,

  Первыми скворцами

  На березы сел. (К.Быкова)

- Давайте-ка построим скворечники для прилетевших скворцов. Вчера мы рассматривали на прогулке птичьи домики, и я думаю, что вы справитесь с этой работой (дети собирают изображения скворечников по памяти).

- Какие красивые скворечники! Думаю, что они понравятся скворцам. Расскажите, из каких фигур вы их собрали (из квадрата и треугольника. Еще нам понадобились круг, маленький квадратик и полоска)

- Какая по форме крыша у скворечника? (треугольная)

- А сам скворечник какой по форме? (квадратный)

- Какое по форме окошко? (круглое)

- Какой фигурой вы обозначили жердочку перед окошком? (квадратом)

- Молодцы! Отлично! Мудрой Сове ваши ответы и работы очень понравились. Она хочет раздать вам фишки (раздает). Сложите фигуры в контейнеры (убирает контейнеры).

Основная часть

2. Игра «Прилетели к нам скворцы» (на магнитную доску прикрепляются 5 плоскостных изображений деревьев. Изображения скворечников прикрепляются к плоскостным изображениям деревьев)

- Мы сделали скворечники и развесили их на деревьях. Где висит скворечник с зеленой крышей? (справа)Хочу такой сайт

- А скворечник с желтой крыше? (внизу)

- Где висит скворечник с красной крышей? (слева)

- Какой скворечник находится посередине? (с оранжевой крышей)

- Где находится скворечник с синей крышей? (вверху)

- Сколько всего скворечников? (пять)

- А сколько всего деревьев? (пять)

- А что можно сказать о количестве скворечников и деревьев? (их одинаково, поровну)

- Молодцы, ребята! И с этим заданием хорошо справились. Сова хочет раздать вам еще фишки (раздает).

        3. Игра «Накормим грачей» (на наборное полотно помещаются в ряд 5 плоскостных изображений грачей)

        - Сосчитайте, сколько грачей прилетело к нам? (один, два, три, четыре, пять. Всего 5 грачей) (помещается в ряд над грачами 4 плоскостных изображения мух)

        - Сосчитайте, сколько мух я приготовила (один, два, три, четыре. Всего 4 мухи)

        - Хватит ли каждому грачу по одной мухе? (нет, не хватит)

        - Давайте проверим. Первому грачу достанется первая муха. Угостите остальных грачей и расскажите, как вы это делаете.

- Карим накормит второго грача (Карим: второму грачу достается вторая муха (показывает))

- Третьего грача угостит Никита (Никита: третьему грачу достанется третья муха)

- Четвертого грача накормит Ксюша (Ксюша: четвертому грачу – четвертая муха)

- Пятого грача угостит Стас (Стас: пятому грачу не хватило)

- Что же нужно сделать, чтобы угостить пятого грача? (Стас: нужно добавить еще одну муху)

- Возьми еще одну муху и угости пятого грача.

- Что можно сказать о количестве грачей и мух? (их стало поровну, одинаково)

- Если я уберу одну муху (убирает), теперь что можно сказать о количестве мух и грачей? (мух стало меньше, чем грачей. Грачей больше, чем мух)

- На сколько 4 меньше, чем 5? (на один)

- На сколько 5 больше, чем 4? (на один) (обратно ставит пятую муху)

- Теперь вы накормили всех грачей, они благодарят вас за угощения (от имени Совы раздаются детям фишки).

4. Подвижная игра «Ласточки» 

- Пройдите на коврик и встаньте в круг.

Ласточки летели –                                Дети бегут по кругу, взмахивая руками

Все люди глядели.                                как крыльями.

Ласточки садились –                        Приседают, сложив руки за спиной.

Все люди дивились.                                Делают ритмичные наклоны головы.

Сели, посидели,

Взвились, полетели.                                Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

5. Работа в тетрадях. Упражнение «Раскрась скворечники»

- Сядьте за столы и откройте тетради. Посмотрите, и в тетради у вас тоже нарисованы скворечники. Сколько их? Сосчитайте их снизу вверх (один, два, три, четыре, пять – всего 5 скворечников)

- Все ли скворечники одинаковые? (нет, не все)

- Который по счету скворечник, если считать снизу вверх, не такой, как все? (четвертый)

- Чем он отличается от всех других скворечников? (он больше, чем все остальные скворечники)

- А остальные скворечники? (они меньше, чем четвертый скворечник)

- Чем еще четвертый скворечник отличается от других скворечников? (у него рейка длиннее, чем у других)

- У этого скворечника рейка длинная. А у других? (у них рейки короче, чем у четвертого скворечника)

- Всё верно. А теперь возьмите желтый карандаш и раскрасьте третий сверху скворечник (дети раскрашивают изображение скворечника)

- А крышу этого скворечника раскрасьте зеленым карандашом (дети выполняют задание)

- Теперь возьмите коричневый карандаш и раскрасьте второй сверху скворечник. Его крыша должна быть оранжевой (дети выполняют это задание, а потом докрашивают картинку)

- Вот какие красивые скворечники! Птицы благодарят и уже выбирают себе домик! Закройте тетради. Сова в знак благодарности хочет вам подарить еще фишки.

6. Игра «Скворцы» (на наборном полотне сюжетная картинка, на которой нарисованы дети, наблюдающие за скворцами)

Мы с тобой вчера устали,

Мы скворечник собирали.

А потом на самом деле

Два скворца к нам прилетели.

И сегодня те скворцы

Нам поют во все концы.

Завтра будет у скворцов

Много в домике птенцов.

- Что делали дети вчера? (вчера они строили скворечник)

- И кто прилетел к ним вчера? (прилетели скворцы)

- Что происходит возле этого скворечника сегодня? (сегодня скворцы поют песни и строят в скворечнике гнездо)

- Что произойдет в скворечнике завтра? (завтра у скворцов появятся птенцы)

(Сова раздает детям фишки)

Заключительная часть

Организация окончания занятия.

- Расскажите, чему вы научились сегодня? Что вам было интересно делать? (ответы детей)

- Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Посчитаем теперь, по сколько фишек у каждого (ответы детей). Сове тоже очень понравилось.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».